О компании

АО «Конструкторское бюро промышленной автоматики» (АО "КБПА") – является разработчиком и производителем систем автоматического управления, пилотажных и пилотажно-навигационных комплексов для различных типов летательных аппаратов – гражданских и военных вертолетов, беспилотных летательных аппаратов, самолетов малой авиации, ракет-мишеней, дирижаблей и т.п. Предприятие организовано 24 февраля 1947 года, с 1994 года – открытое акционерное общество с государственной долей акций, имеет лицензии на все виды деятельности в авиационной области. АО "КБПА" входит в структуру крупнейшего приборостроительного холдинга «Концерн «Радиоэлектронные технологии» (АО КРЭТ), находящегося под прямым управлением Государственной Корпорации «Ростехнологии» (Ростех).

Наибольшее число разработок предприятия выполнено в области создания систем автоматического управления (САУ) для вертолетов фирм «Миль» и «Камов». Для фирмы «Миль» коллективом предприятия разработаны автопилоты и пилотажные комплексы вертолетов Ми-14, Ми-24, Ми-26, Ми-28Н, Ми-8, Ми-171, беспилотного варианта вертолета Ми-4 и других. Практически все машины фирмы «Камов», начиная с Ка-25, также оснащены САУ разработки АО "КБПА". Для вертолета Ка-50 «Черная акула» впервые в стране был создан отечественный цифро-аналоговый вертолетный пилотажно-навигационный комплекс. Сегодня усилия коллектива направлены не только на раз¬работку новых пилотажных и пилотажно-навигационных комплексов, но и на совершенствование ранее созданных систем с целью повышения функциональных, тактико-технических и экономических показателей своих изделий. Так, в настоящее время в конструкторском бюро завершены разработки САУ-800 для вертолётов Ка-52 «Аллигатор», САУ-32-226М для вертолетов серии Ка-226Т, ПКВ-М24А для вертолетов серии Ми-24 и Ми-28Н «Ночной охотник», базовый ПКВ-8 для серии вертолетов Ми-8/171, СУУ-А для вертолета «Ансат» и другие. Активно ведется создание принципиально новых дублированных пилотажных комплексов и систем для вертолетов Ми-38, Ми-171А2, Ка-62. Принципиальным шагом в развитии предприятия явились разработка, производство, испытания и сертификация базового навигационного пульта-вычислителя ПВН-1-хх как комплектующего изделия. На базе данного оборудования построены навигационные системы вертолетов Ка-226Т (сертификация завершена), Ми-171А2 (этап испытаний и сертификации). Завершена сертификация в АР МАК САУ-32-226М и ПВН-1-04 в составе борта вертолета Ка-226Т. В настоящее время ПВН-1-хх может применяться также на пилотируемых летательных аппаратах (вертолетах и самолетах малой авиации) и как навигационная система, и как автономное бортовое оборудование спутниковой навигации (БОСН).

Впервые в отечественной практике для дирижаблей AU-30 «Аргус» на предприятии были разработаны автопилот АПД-30 и система дистанционного управления СДУ-30. Данные системы в составе комплекса пилотажно-навигационного оборудования ПНО-30 были поставлены заказчику ЗАО «Авгуръ» и успешно прошли летные испытания на борту дирижабля.

По самолетной тематике были разработаны АП-155 для различных модификаций самолёта МиГ-21, САУ-23 для различных модификаций самолётов МиГ-23 и вычислительная система управления полётом и тягой ВСУПТ-85МВЛ для самолётов МВЛ Ил-114. По беспилотной тематике предприятие выполнило работы по созданию, как новых автоматических систем, так и модернизации существующих систем управления пилотируемых самолетов и вертолетов при переводе их в беспилотный вариант, обеспечивающих управление летательными аппаратами от взлета до посадки и рулежки по полосе в полностью автоматическом режиме. В АО "КБПА" были разработаны такие комплексы и системы как АП-73, АП-122 для самолёта-мишени ЛА-17М, САУ-131 для объекта «Крыло», АСМ-21 для самолёта-мишени МиГ-21М, ПК-400М для мишени «Дань», ПНК-300 для объекта «Коршун» и различное оборудование для ракет-мишеней. Сегодня предприятие вышло на современные технологии разработки, производства и сертификации создаваемых бортовых комплексов авионики. В процессы проектирования, производства, управления и сертификации изделий внедрены современные информационные технологии и автоматизированные аппаратно-программные средства. На предприятии созданы вычислители нового поколения ВУП-У на базе процессорного модуля МВИ-5200 собственной разработки с архитектурой процессоров PowerPC и портированной на них операционной системой жесткого реального времени LynxOS-178. Этот же процессорный модуль используется в качестве центрального вычислительного ядра в ПВН-1-хх. Бортовые комплексы вертолетов, построенные на вычислителях ВУП-У, прошли все виды испытаний и производятся на предприятии серийно – это ПКВ-8 (в составе вертолета Ми-8 поставляются в Индию), ПВН-1-04 сертифицирован в АР МАК для вертолета Ка-226Т и т.д. Завершена сертификация в АР МАК программного обеспечения ВУП-У-38 и всех интеллектуальных блоков и изделий собственной разработки из состава ПКВ-38 вертолета Ми-38.

В настоящее время на предприятии ведется разработка нового более мощного дублированного процессорного модуля МВМ для вычислителей бортовых пилотажных и пилотажно-навигационных комплексов пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов. В целях создания современных бортовых комплексов с использованием концепций ИМА, ЭДСУ, внедрения на борт прогрессивных информационных технологий и аппаратно-программных средств, в АО "КБПА" проводятся соответствующие инициативные научно-исследовательские работы, результаты которых оперативно внедряются в ОКР. Большое внимание на предприятии уделяется развитию производственной и испытательной базы, стендов наземной отработки, контроля и сдачи изделий. Созданные в АО "КБПА" уникальный вертолетный пилотажный исследовательский стенд «Березина», многочисленные унифицированные комплексы наземной отработки (КНО), контрольно-поверочной аппаратуры (КПА), приемо-сдаточных испытаний (ПСИ) позволяют внедрять в разработки современное алгоритмическое и программно-математическое обеспечение, существенно повышают качество отрабатываемых бортовых систем, снижая при этом затраты на проведение летных испытаний и эксплуатацию. В составе экспозиции АО «КРЭТ» предприятие регулярно участвует во всех специализированных международных авиакосмических салонах и выставках: HelliRussia в г.Москве, МАКС - в г. Жуковском, авиационных выставках в г.Казани, и других. Большое внимание уделяется на предприятии социальным вопросам, подготовке и сохранению кадров. Омоложение состава квалифицированных специалистов идет в основном за счет подготовки и привлечения на предприятие выпускников Саратовского Государственного Университета им.Н.Г.Чернышевского, имеющего статус национального исследовательского университета, и Саратовского Государственного Технического Университета им. Гагарина Ю.А. АО "КБПА" совместно с Саратовским Государственным Техническим Университетом им. Гагарина Ю.А. образовало Корпоративный Центр Компетенций СГТУ - АО "КБПА", в рамках которого проводятся совместные научные исследования, а также осуществляется подготовка кадров для предприятия из числа студентов базовых кафедр. С помощью и при активном содействии АО «КРЭТ» предприятие обеспечивает молодые перспективные кадры на льготных условиях жильем, предоставляет возможность круглогодичного отдыха в черноморских здравницах.

Становление и развитие АО "КБПА" во многом отражает судьбу большинства старейших приборостроительных предприятий нашей страны, на протяжении более 65 лет предприятие с достоинством идет по этому пути, сохраняя и приумножая свой творческий и экономический потенциал в интересах развития отечественной авиации.

История АО "КБПА" - Приказы